НАРОДЖЕННЯ АНТИЧНОГО РАЦІОНАЛІЗМУ: РАННЯ ФІЗИКА

Автор(и)

  • Юрій ТИХЕЄВ Московський фізико-технічний інститут, Російська Федерація

Анотація

Для современного человека рациональное мировоззрение возникает в качестве неизбежного a priori самой первой попытки саморефлексии. Современный человек обречен видеть вокруг себя порядок еще до того, как отваживается на попытку уяснить, что же это такое – «мир» и он сам. Окружающий мир не вызывает у него удивления, поскольку он уже обладает надежным знанием о мире. Сегодня трудно понять, почему учение первых философов вызывало столько эмоций как у адептов этого нового мировоззрения, так и у его противников. Очевидно, учение первых натурфилософов представляло мир столь необычным, что и философия и объявленная ей картина мира, скрытая от неискушенного взора, но доступная и столь привлекательная для философского ума, вызывали удивление. Об этом свидетельствует Платон, когда говорит, что это чувство, удивление, в высшей степени присуще философу, ведь именно оно является началом философии. Если Платона занимала, если можно так сказать, психологическая сторона удивления как начала философии, то Аристотель указал и на историческое первенство удивления. В «Метафизике» он, повторяя мысль своего великого предшественника, пишет, что сначала – речь здесь идет о первых натурфилософах – стали «удивляться» необычному вокруг себя, а затем, продвинувшись в такого рода занятиях, перешли к более важным – исследованию состояний Луны, Солнца и звезд и, наконец, природы в целом.

Посилання

Ницше Ф. Рождение трагедии.– М.: Ad Marginem, 2001.

Онианс Р. На коленях богов.– М.: Прогресс-Традиция, 1999.

Natorp P. Platos Ideenlrhre.– Berlin, 1923.

##submission.downloads##

Опубліковано

2005-12-15

Номер

Розділ

ДАВНЬОГРЕЦЬКА ФІЛОСОФІЯ ТА КУЛЬТУРА