ОНТОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (ОТ ГЕРАКЛИТА ДО АРИСТОТЕЛЯ)

Автор(и)

  • Микола ПОМОГАЄВ Дніпропетровський національний університет, Україна

Анотація

Все сущее в окружающем нас мире предстает как череда сменяющих друг друга событий, в модусах «было», «есть» и «будет», одним словом как временной ряд. Временной характер имеет и наше сознание, представляющее непрерывный «поток» сменяющих друг друга мыслей, эмоций, волевых импульсов. Да и наше существование – промежуток времени, длящийся между рождением и смертью. Не случайно теоретический интерес к проблеме времени всегда был весьма велик. Неоднократно цитировалась фраза Августина о том, что он понимает сущность времени, когда его не спрашивают о нем, но совершенно не знает, что есть время, когда его спрашивают. И действительно, до сих пор время проблематично. Люди научились «измерять» его течение при помощи хитроумных приборов, но вопрос: «что такое время?» – так и остается открытым. Вопрос о сущности времени влечет за собой другие: существует ли вообще время объективно, независимо от нашего сознания, или же является формой человеческого восприятия реальности (в духе Канта). А если существует объективно, то как – независимо от прочего сущего как самостоятельная субстанция или же неразрывно связано с вещами окружающего мира как форма их существования.

Посилання

Аристотель. Сочинения: В 4-х т.– Т. 3.– М.: Мысль, 1981.

Кессиди Ф. Х. Гераклит.– М.: Мысль, 1978.

Материалисты древней Греции.– М.: Политиздат, 1955.

Платон. Сочинения: В 4-х т.– Т. 3.– М.: Мысль, 1994.

Фрагменты ранних философов. Ч 1.– М.: Наука, 1987.

##submission.downloads##

Опубліковано

2005-12-15

Номер

Розділ

ДАВНЬОГРЕЦЬКА ФІЛОСОФІЯ ТА КУЛЬТУРА