МИФ ОБ ЭДИПЕ В КОНТЕКСТЕ «ФИЛОСОФИИ ДИАЛОГА»
Анотація
Миф об Эдипе в его классической художественной версии, развернутой в трагедиях Софокла, в ХХ веке стал одним из специфических предметов научной и философской рефлексии. Последняя инициирована появлением концепции Фрейда о так называемом «Эдиповом комплексе», однако, причины ее появления лежат глубже – в кризисе европейского культурного сознания, теряющего христианское понимание человеческой личности и законов ее становления и ищущего для него более примитивную замену. Сюжет об Эдипе в этом отношении оказался весьма удобен, поскольку легко может быть истолкован в качестве манифестации неких инвариантных закономерностей человеческой психики. Поскольку, с другой стороны, верификация подобной концепции не может не быть очень условной, то само это истолкование по существу является модернизированной версией того же самого мифа, лишь пересказываемого современным наукообразным языком. Попытки выйти за пределы неомифологического мышления в истолковании этого сюжета, как правило, основаны на связывании его с объективным историческим процессом становления моногамной семьи и т. п. Однако, в таком подходе присутствует содержательный редукционизм, делающий несущественным сам конкретный сюжет мифа, сводимого к выражению неких безличностных структур. Поэтому актуальным является анализ данного мифа именно как некой экстремальной модели межличностных отношений, выражающей негативный общечеловеческий опыт,– но не на уровне неких подсознательных мотивов, само существование которых не менее мифологично, чем исходное повествование, а на уровне целостных, разумно действующих личностей.
Посилання
Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. К 80-летию Ф. А. Петровского: Сб. статей.– М.: Наука, 1972.– С. 91–103.
Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Работы 20-х годов.– К.: Next, 1994.– С. 23–236.
Бубер М. Два образа веры.– М.: ООО АСТ, 1999.– 592 с.
Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.– М.: МГУ, 1986.– 232 с.
Иванов В. И. Родное и вселенское.– М.: Республика, 1994.– 428 с.
Левчук Л. Т. Західноєвропейська естетика ХХ столітя.– К.: Либідь, 1997.– 224 с.
Собуцький М. А. Психоаналітичні методи культурології // Культурологія.– К.: «КМ Академія», 2003.– С. 116–141.
Софокл. Трагедии: Пер. с древнегреч. С. С. Шервинского.– М.: Худ. лит.,
– 495 с.
Ярхо В. Н. Софокл и его трагедии // Указ. изд.– С. 5–26.
Ярхо В. Н. «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла // Вопросы
литературы.– 1978.– № 10.– С. 189–213.
##submission.downloads##
Опубліковано
Номер
Розділ
Ліцензія
Ця робота ліцензується відповідно до Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
Автори, які публікуються у цьому журналі, погоджуються з наступними умовами:
- Автори залишають за собою право на авторство своєї роботи та передають журналу право першої публікації цієї роботи на умовах ліцензії Attribution-NonCommercial 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Автори мають право укладати самостійні додаткові угоди щодо неексклюзивного розповсюдження роботи у тому вигляді, в якому вона була опублікована цим журналом (наприклад, розміщувати роботу в електронному сховищі установи або публікувати у складі монографії), за умови збереження посилання на першу публікацію роботи у цьому журналі.
- Політика журналу дозволяє і заохочує розміщення авторами в мережі Інтернет (наприклад, у сховищах установ або на особистих веб-сайтах) роботи, оскільки це сприяє виникненню продуктивної наукової дискусії та позитивно позначається на оперативності та динаміці цитування опублікованої роботи (див. The Effect of Open Access).