МИФ ОБ ЭДИПЕ В КОНТЕКСТЕ «ФИЛОСОФИИ ДИАЛОГА»

Автор(и)

  • Віталій ДАРЕНСЬКИЙ Державна Академія керівних кадрів культури і мистецтв, Ukraine

Анотація

Миф об Эдипе в его классической художественной версии, развернутой в трагедиях Софокла, в ХХ веке стал одним из специфических предметов научной и философской рефлексии. Последняя инициирована появлением концепции Фрейда о так называемом «Эдиповом комплексе», однако, причины ее появления лежат глубже – в кризисе европейского культурного сознания, теряющего христианское понимание человеческой личности и законов ее становления и ищущего для него более примитивную замену. Сюжет об Эдипе в этом отношении оказался весьма удобен, поскольку легко может быть истолкован в качестве манифестации неких инвариантных закономерностей человеческой психики. Поскольку, с другой стороны, верификация подобной концепции не может не быть очень условной, то само это истолкование по существу является модернизированной версией того же самого мифа, лишь пересказываемого современным наукообразным языком. Попытки выйти за пределы неомифологического мышления в истолковании этого сюжета, как правило, основаны на связывании его с объективным историческим процессом становления моногамной семьи и т. п. Однако, в таком подходе присутствует содержательный редукционизм, делающий несущественным сам конкретный сюжет мифа, сводимого к выражению неких безличностных структур. Поэтому актуальным является анализ данного мифа именно как некой экстремальной модели межличностных отношений, выражающей негативный общечеловеческий опыт,– но не на уровне неких подсознательных мотивов, само существование которых не менее мифологично, чем исходное повествование, а на уровне целостных, разумно действующих личностей.

Посилання

Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. К 80-летию Ф. А. Петровского: Сб. статей.– М.: Наука, 1972.– С. 91–103.

Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Работы 20-х годов.– К.: Next, 1994.– С. 23–236.

Бубер М. Два образа веры.– М.: ООО АСТ, 1999.– 592 с.

Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии.– М.: МГУ, 1986.– 232 с.

Иванов В. И. Родное и вселенское.– М.: Республика, 1994.– 428 с.

Левчук Л. Т. Західноєвропейська естетика ХХ столітя.– К.: Либідь, 1997.– 224 с.

Собуцький М. А. Психоаналітичні методи культурології // Культурологія.– К.: «КМ Академія», 2003.– С. 116–141.

Софокл. Трагедии: Пер. с древнегреч. С. С. Шервинского.– М.: Худ. лит.,

– 495 с.

Ярхо В. Н. Софокл и его трагедии // Указ. изд.– С. 5–26.

Ярхо В. Н. «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла // Вопросы

литературы.– 1978.– № 10.– С. 189–213.

##submission.downloads##

Опубліковано

2005-12-15

Номер

Розділ

ДАВНЬОГРЕЦЬКА ФІЛОСОФІЯ ТА КУЛЬТУРА