НРАВ КАК ПАМЯТЬ И КАК МАШИНА: АРИСТОТЕЛЬ И ГВАТТАРИ

Автор(и)

  • Євген МАЛИШКІН Санкт-Петербурзький державний університет, Russian Federation

Анотація

В «Большой этике» Аристотель пишет о произошедшем сближении смыслов слов ηθος и εθος, первое из которых означает обычное местопребывание, жилище, место обитания, второе – нрав. Это высказывание Аристотеля обычно прочитывается как экспликация одного из предубеждений Стагирита, которое он разделяет с принятым в до сих пор живой традиции мнением, что характер человека в существенных своих чертах так или иначе определяется местом, где он родился и вырос [3]1 . И хотя в метафизике Нового времени, которому мы всё еще принадлежим, такое сближение оказывается невозможным, поскольку места здесь понимаются как нечто принципиально однородное и различимое лишь благодаря динамике систем отсчета, все же упомянутое сближение востребовано и в социально-политических практиках (институт прописки, иммиграционная политика) и в формах повседневного восприятия: мы легко отличаем северян от южан, лиц кавказских национальностей от иностранцев, нам лучше думается там, а не здесь, и дышится легче на природе. Но каким образом мы связываем места и нравы?

Посилання

Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч. в 4-х тт.– Т. 4.– М., 1983.

Вальденфельс Б. Происхождение норм из жизненного мира // Вальденфельс Б. Мотив чужого.– Минск, 1999.

Михайлов А. В. Из истории характера // Человек и Культура.

Индивидуальность в истории культуры.– М., 1990.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Эстетика

Ренессанса.– Т. 1.– М., 1981.

Платон. Алкивиад I // Платон. Соч. в 4-х тт.– М., 1990.– Т. 1.

Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма.– СПб., 1993.

Guattari F. Machinic Heterogenesis // Rethinking Technologies. Ed. by Verena Andermatt Conley.– Minneapolis, London:Univ. of Minessota Press, 2001.

##submission.downloads##

Опубліковано

2005-12-15

Номер

Розділ

ГРЕЦЬКІ ОСНОВИ СВІТОВОЇ КУЛЬТУРИ