ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВОЗМОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ. К ВОПРОСУ О ПАРАЛЛЕЛЯХ АНТРОПОЛОГИИ СМЕХА ПЛЕССНЕРА И ИМПУЛЬСОВ ЭТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ АДОРНО

Автор(и)

  • Мирко Вишке Одеський національний університет імені І. І. Мечникова, Germany

DOI:

https://doi.org/10.18524/2410-2601.2002.2.178888

Анотація

В немногочисленных рассуждениях Адорно по поводу смеха имя Гельмута Плесснера не упоминается. Это молчание поражает, когда думаешь о том, что Плесснер уже с начала 40-х прошлого века начал исследование о «Смехе и плаче» и что [значит] Адорно более чем гг. бегло был знаком с Плесснером. Однако биографических связей между плесснеровскими рассуждениями о смехе и адорновскими размышлениями об импульсах этического поведения намного меньше, чем теоретических параллелей, умолчание о которых у Адорно так удивляет. Для Плесснера смех представляет собой убежище, приют подлинной природы человека. Также и Адорно исходит из существования такого убежища, когда он действительно этические поступки объясняет спонтанными природными рефлексами, которые он обозначает как «спонтанно добрые побуждения»1 или как «конкретный импульс совершать правильное»2 . Но в противоположность Плесснеру у Адорно смех попадает не в эту сферу: «Фактически смех, в котором … жизнь, в противоположность своей конвенциональной закоснелости, должна восстанавливаться, давно уже стал оружием конвенции против необъятной жизни, против следов не совсем прирученного природного»3 . Эта цитата из «Негативной диалектики» оставляет открытым [вопрос], почему Адорно изымает смех из сферы неукрощенной жизни. Также возникает вопрос, что понимается под не совсем прирученной природной жизнью. Вопросы, которые связаны с этими обеими проблемами, составляют исходную точку моих размышлений.

##submission.downloads##

Опубліковано

2019-09-23

Номер

Розділ

ФІЛОСОФІЯ І СМІХ