ОТ СМЕХА БОГОВ ДО СТРАШИЛОК

Автор(и)

  • И. А. Одоховская

DOI:

https://doi.org/10.18524/2410-2601.2003.3.179152

Анотація

Боги смеялись. По разным причинам, исходя из различных, по нашим человеческим понятиям, метафизических оснований или целевых принципов. Анализу специфики божественного смеха были посвящены многие исследования [См. список литературы]. В них отмечалось, что боги смеялись на Олимпе и Гималаях, в лесах и пустынях, в морях и в священных рощах, на различных уровнях небес. Их смех, улыбки и полуулыбки (т.е. непроявленный смех) имеют различную смысловую наполненность, ценностную значимость и форму выражения – от конкретно-повседневной, обыденной или празднично-декоративной и эмоционально-насыщенной до метафизической и знаковосимволической. Смех богов звучит не только в отдельных, каких-либо уникальных, случаях, но и во многих типологически схожих ситуациях, сближая земное и сакральное. Богатая палитра деяний и смеха богов воплощена людьми в танцах и масках, в преданиях и легендах, в скульптуре и живописи. Улыбается маска, обозначающая, по предположениям ученых, «хозяина Вселенной», главного божества эскимосов [8, c. 108]. (Находка относится, предположительно, к Ш в. н. э.) [7, илл. 3]. Величаво-возвышенное выражение женской маски Бунду – главного духа тайного женского общества Санде в Сьера-Леоне, – дополняется улыбкой, символизирующей доброе начало. Вместе с тем, существует разновидность этой маски – Конде, изображающая комическую фигуру и используемая не только в обрядах тайного общества, но и для заполнения пауз между ритуалами, для увеселения собравшихся. [5, c.159, с. 322, илл. 66]. Радуются и смеются в преданиях боги шумеров и аккадцев, улыбаются синтоистские боги счастья (Япония), Шутит Ишвара (Нарояна) – верховный Бог, воплощающийся в Тримурти (Брахма, Вишну, Шива), усмехается Бог любви Кама, ликуют по различным поводам другие небожители индуисского пантеона. Улыбалась, по всей вероятности, и древнеславянская Лада, Богиня любви и веселья.

##submission.downloads##

Опубліковано

2009-01-01

Номер

Розділ

СОЦІОКУЛЬТУРНІ ПАРАМЕТРИ СМІХУ