Юродивий і скоморохи ЯК НОСІЇ «Сміхового ПОЧАТКУ»

Автор(и)

  • Сергій Троїцький Санкт-Петербурзький державний університет, Україна

DOI:

https://doi.org/10.18524/2410-2601.2006.9.211395

Анотація

Культурная ситуация, в которой мы находимся, характеризуется
поликультурностью. Мы вправе выбирать культурные шаблоны и образцы,
которым следовать. Однако следование тем или иным выбранным
образцам еще не означает принадлежность к той или иной культуре.
Скорее наоборот, сам факт выбора лишает нас права причислять себя к
той или иной культуре. Культуры же, сформированные тысячелетиями,
не приемлют плюрализма. Принадлежность к культуре означает строгое
следование требованиям, образцам, правилам, «общему сознанию» (П.
Я. Чаадаев) ее даже в условиях, когда другие культуры стремятся влиять
на индивидуальное сознание и поведение. Примеров последнего
неисчислимое множество. Дело в том, что «единение народов», столь
желаемое П. Я. Чаадаевым, стирает границы между культурами, смешивая
их, лишая их самобытности, делая их в лучшем случае достоянием
жителей национальных кварталов мегаполисов, а в худшем – предлагая
отдельные элементы в качестве VIP-развлечения. Однако так происходит
не только с элементами другой культуры. Сформированные веками
ритуалы, вошли в современность в качестве привычек, обыденных
действий, рудиментов. Что-то, наоборот, существует в измененном виде,
лишенном своих доисторических корней. Так произошло со смехом,
который из сакрального действия превратился в доступное за гроши
развлечение. Мы не будем здесь описывать происхождение смеха, об этом
уже написано достаточно. Остановимся на носителях смехового начала
в России в период до эпохи Петра I, а именно на скоморохах и юродивых.
Здесь мы планируем показать изменение «смехового начала» русской
культуры в ситуации ее европеизации.

##submission.downloads##

Опубліковано

2010-06-15

Номер

Розділ

СМІХОВА КУЛЬТУРА ВІД ВИТОКІВ ДО НАШОГО ЧАСУ