РЕАЛІСТИЧНЕ ОПОВІДАННЯ ЯК ПАРОДИЯ НА ГЕРОЇЧНИЙ ЕТОС (СПОСТЕРЕЖЕННЯ НАД ПОВІСТЮ ЛЮБЕНА КАРАВЕЛОВА «МАМИНА ДИТИНКА»)

Автор(и)

  • Єлена НАЛБАНТОВА Великотирновський університтет ім. Св. Кирила і Мефодія, Болгарія

Анотація

Объектом анализа в предлагаемом тексте является одна из  самых известных повестей болгарского писателя второй половины  ХІХ в. Любена Каравелова. Произведение под заглавием «Мамин  ребёночек» опубликовано в 1875 г. и продолжительное время  находится среди классических реалистичных произведений  болгарской литературы. Цель моих наблюдений – открыть такие  особенности повествовательной манеры, которые делают из  «Маминого ребёночка» пародию на основные топосы героического  эпоса, чьи образцы в болгарской фольклорной традиции являются  юнацкими песнями. В процессе анализа внимание будет  акцентироваться именно на тех эпизодах, которые связаны в единый  сюжет посредством судьбы главного героя Николчо, которые, как  будто «помня» свою эпическую первомодель, переворачивают его  пародируя. Цель Каравелова рассказать о новом герое своей эпохи,  который потерял все сакрализированные через эпос качества  традиционного героя-юнака. И так как, для достижения желаемого  эффекта, пародия рассчитывает на «компетентность» публики,  которая должна была бы распознать в новом произведении  мимикрию пародируемого текста, на рассвете новой болгарской  литературы Каравелов использует именно структуры фольклора,  чтобы их пародировать. Кроме топосов юнацкого эпоса, повесть  «Мамин ребёночек» «паразитирует» и на популярных сказочных  мотивах, и, прежде всего на мотиве «Золушки». На этой проблеме  предлагаемый здесь анализ не останавливается. 

Посилання

Генри Филдинг. Биография // http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/filding/

Каравелов Л. Маминото детенце // Каравелов Л. Събрани съчинения в 12 тома.– Том ІІІ.– София, 1984.

Сейдж Л. Пародия // Фаулър Р. Речник на съвременните литературни термини.– София, 1993.

##submission.downloads##

Опубліковано

2005-06-15

Номер

Розділ

ФОРМИ СМІХУ В МИСТЕЦТВІ