КАРНАВАЛ І РЕВОЛЮЦІЯ

Автор(и)

  • Олександр МИХАЙЛЮК Національна металургічна академія України, Україна

Анотація

Революцию, как бы ее ни оценивали – как «локомотив истории» или «социальную катастрофу», принято считать явлением сугубо серьезным, трагическим, героически- патетическим. Для современников и участников революции, а также последующей историографии характерен особый пафос в восприятии и описании событий, придание им, используя термин М.М.Бахтина, статуса «официальной серьезности». Под карнавалом же, как правило, понимается нечто совершенно несерьезное, восходящее к смеховому началу. Между тем, на чрезвычайную близость карнавала и революции обращали внимание ряд зарубежных и отечественных исследователей. Этой темы мне уже приходилось касаться в ряде предыдущих публикаций. 

Посилання

Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин

как философ.- М. 1992.

Бахтин М. М. Дополнения и изменения к «Рабле» // Вопр. философии.- М., 1992.- № 1.

Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М.

Эстетика словесного творчества.- М., 1979.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура

средневековья и Ренессанса.- М., 1990.

Боброва Е. Ю. Основы исторической психологии.- СПБ., 1997.

Вершина В. А., Михайлюк А. В. О карнавальных истоках

современной цивилизации // / Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології.- Вип. 2.- Одесса, 2002.

Генон Р. О смысле «карнавальных» праздников // Вопр. философии.-

М., 1991.- № 4.

Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата» // Вопр. философии.- М., 1990.- № 11.

Гройс Б. Тоталитаризм карнавала // Бахтинский сборник.- Вып. 3.-

М., 1997.

Життєві кризи особистості: Наук.-методичний посібник: У 2 ч.- Ч.І.-

К., 1998.

Кантор В. К. Карнавал и бесовщина // Вопр. философии.- М., 1997 .

- № 5.

Кормер В. Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания»

// Вопр. философии.- М., 1991.- № 1.

Кропотов С. Л., Черняева Н. А. Карнавальность и социально-

политическое бессознательное (методологический аспект) // М. М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания: Тез. докл. участников Вторых саранских Бахтинских чтений.- Саранск, 1991.

Кумар К. Марксизм и утопия // Общественные науки и современность.- М.,1992.- № 3.

Леви-Строс К. Структурная антропология.- М., 1983.

Магун А. Опыт и понятие революции // Новое литературное

обозрение.- М., 2003.- № 64.

Михайлюк А. В. О соотношении сознательности и стихийности в

революционных событиях 1917-1920 гг. в России и Украине // Вісник

Дніпропетровського університету. Історія та археологія.- Вип. 11.- Д., 2003.

Михайлюк А. В. Проявления элементов карнавала (балагана) в

революционных событиях в России и Украине (1917-1920 гг.) // Філософія. Культура. Життя.: Міжвузівський збірник наукових праць.- Вип. 3.- Д., 1998.

Михайлюк А. В. Революция и регенерация культуры // Філософія.

Культура. Життя. Міжвузівський зб. наук. праць.- Вип. 14.- Д., 2002.

Монастырская И. А. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре.

Сборник в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. Серия «Мыслители».- Вып. № 8.- СПб., 2001.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

Степун Ф. Религиозный смысл русской революции // Современные

записки.- Париж, 1929.- № ХI.

Фромм Э. Душа человека.- М., 1992.

Холье Д. Кровавые воскресения // Танатография эроса.- СПб. 1994.

Юнг К. Г. Архетип и символ.- М., 1991.

Юнг К. Г. Психология бессознательного.- М., 1996.

Юнг К. Г. Человек и его символы.- М., 1997.

Яковенко И. Г. Цивилизация и варварство в истории России //

Общественные науки и современность.- М., 1996.- № 4.- С. 95

##submission.downloads##

Опубліковано

2005-06-15